Леса и лесной сектор Турции

Леса и лесной сектор Турции

Полякова Л., Попков М., Сторожук В., Кирилюк С., НИЦЛ
WoodBusiness №4 2003

Площадь лесов Турции 20,7 млн га. Лесистость около 26% . Почти половина лесов произрастает на деградированных землях . Треть насаждений порослевого происхождения. Доля культур составляет 12%, причем основная их часть (1.8 млн.га) создана на землях, не пригодных для использования в сельском хозяйстве. Растущий запас - 1,2 млрд.м3, средний запас 56 м3/га (125 м3/га в высокоствольных и 33 м3/га в низкоствольных насаждениях). Ежегодный прирост - 34,3 млн м3. Рубками ежегодно выбирается около половины (51.7% в 2001 году) прирастающей древесины. В зависимости от условий произрастания текущий годичный прирост варьирует от 20 м3/га (плантации быстрорастущих пород на побережье Черного моря) до 1-2 м3/га (дубовые леса внутренних, засушливых регионов страны). За последние три десятилетия лесная территория увеличилась на 2,5%, растущий запас на 22% и прирост на 15%.

Турция является родиной 584 древесных видов, 76 из которых - эндемики. Хвойные насаждения преобладают на 54% всей лесной территории. На их долю приходятся основные площади (71%) высокоствольных насаждений. Дубовые, буковые и прочие лиственные леса в основном представлены низкоствольными, порослевыми древостоями (рис.1.).

Рис.1. Породный состав лесов Рис.2. Распределение лесов по категориям с учетом режима хозяйствования
Основная часть турецких лесов (80,3%) имеет эксплуатационное значение. Среди лесов, выполняющих преимущественно экологические и социальные функции (19,7%), преобладают почво- и водозащитные леса (78,9%) и национальные парки (20,1%). В настоящее время в Турции функционирует 33 национальных (первые два были образованы в 1958 году) и 16 ландшафтных парков, 35 заповедников, 56 памятников природы, 53 заказника, 428 рекреационных участков, 12 исследовательских насаждений. Только 3,9% лесной территории строго заповедана. Остальная часть особо защитных лесов выращивается при ограниченном режиме лесопользовании (рис.2).

Лесное хозяйство Турции имеет многовековую историю. Во времена Османской империи леса рассматривались как дар божий и использовались только для военных нужд. Первая попытка законодательного регулирования лесных отношений предпринята в 19 веке (Земельный закон, 1856). В 1924 году был издан закон о методах управления лесами и их использовании. Первый полноценный лесной закон датирован 1937 годом. Он закрепил положение о многообразии форм собственности на леса. Однако уже в 1945, в связи с быстрым уменьшением площади и ухудшением качества лесов, все они были национализированы. В последующем многообразие форм собственности на леса было восстановлено, но лишь небольшая их часть была возвращена бывшим владельцам. По действующему лесному закону (1956 года, с последующими добавлениями и поправками), в Турции существует три вида собственности на леса, - государственная, частная и общественных организаций. Однако до настоящего времени практически все леса (99,9%) находятся в государственной собственности, которая в соответствии с конституцией страны не может быть переведена в другие виды.

Все вопросы, связанные с ведением лесного и охотничьего хозяйства, лесоразведением и лесомелиорацией, охраной лесных экосистем в заповедниках и национальных парках от имени государства решает Министерство лесного хозяйства Турции, вновь созданное в 1991 года. В своем подчинении оно имеет 4 директората(схема):
  • генеральный директорат лесного хозяйства (ГДЛХ) - ответственен за охрану леса, лесовосстановление и реконструкцию насаждений, лесоустроительное планирование, ведение кадастра, рубку и продажу древесины и недревесных лесных продуктов, строительство дорог;
  • генеральный директорат лесоразведения и контроля эрозии (ГДЛКЭ) - ответственен за лесоразведение, контроль за распространением эрозии, проведение реконструктивных мероприятий на деградированных лесных землях. Директорат контролирует 2.3 млн.га эродированных и требующих облесения земель;
  • генеральный директорат национальных парков, охотничьего хозяйства и дикой природы (ГДНП) - ответственен за ведение хозяйства в национальных парках, заповедниках, ландшафтных парках, памятниках природы и местах рекреационной нагрузки на 1,7% лесной территории (1,8 млн. га заказников находятся в подчинении ГДЛХ, генетические резерваты и лесосеменные насаждения контролируются институтом лесной дендрологии);
  • генеральный директорат, по связям с лесными деревнями (ГДЛД). Деятельность директората связана с решением проблем, возникающих в лесных деревнях (предоставление кредитов, займов и иных льгот, поддержка малого бизнеса в области деревообработки).


На региональном уровне министерство имеет две независимые друг от друга структуры. Региональные дирекции функционируют под управлением ГДЛХ, а региональные директораты находятся в совместном подчинении других генеральных директоратов. Наличие двух независимых служб под эгидой одного министерства создает определенные сложности (повышаются административные и накладные расходы), однако пока в целом себя оправдывает. В составе министерства работает 3813 лесных инженеров, 8196 лесных сторожей, 11513 профессиональных и административных сотрудников, 3097 постоянных и 16900 временных рабочих.

Кроме министерства лесной сектор включает объединения лесных деревень, 9 лесных факультетов, 12 исследовательских организаций лесного профиля, неправительственные организации и предприятия лесной промышленности, которые сосредоточены, как правило, в частных руках. Наличие лесных деревень (18358) является отличительной чертой лесного хозяйства Турции. Такие деревни находятся в лесу или в непосредственной близости от леса. Их население, более бедное, чем в целом по стране, составляет 49,5% сельского населения или 14,7% всего населения страны. С целью обеспечения занятости и повышения уровня жизни жителей лесных деревень государство по льготным ценам отпускает им древесину, способствуя развитию мелкого и среднего бизнеса. Перерабатывающие древесину кооперативы лесных деревень могут приобретать по льготной цене до 25% пиловочника и балансов. Также по льготным ценам жители лесных деревень получают и основной объем дров (до 80%).

Численность частных компаний, занятых ведением лесного хозяйства, в Турции не велика. Однако, в последние годы быстрыми темпами увеличивается число частных питомников, специализирующихся на выращивании лесных, быстрорастущих и декоративных пород, а также фирм, выполняющих работы в государственных лесах по контракту. Современное лесное законодательство Турции включает ряд взаимосвязанных законов, - лесной кодекса, закон о поддержке развития лесных деревень, взаимосвязанные законы о министерстве лесного хозяйства и генеральном директорате лесного хозяйства, законы о национальной стратегии расширенного лесовосстановления и о национальных парках. Оно тесно связано с природоохранным и иным законодательством, в частности законами об охране окружающей среды, о пастьбе скота, об охоте, о развитии туризма, о земельном кадастре, о сохранении культурных ценностей.

Законом предусмотрена возможность передачи местным жителям и частным инвесторам деградированных земель для целей лесоразведения. Собственность на землю при этом сохраняется за государством, а предприниматель получает право свободного использования полученной прибыли. Впрочем, интерес к подобным сделкам со стороны частного сектора не велик. Лесные земли, утратившие свое целевое назначение, могут быть изъяты из лесохозяйственного цикла и проданы местным жителям, их использующим. На практике этой возможностью пользуются компании, занимающиеся туризмом и добычей полезных ископаемых, а не бедные жители лесных деревень.

Лесное хозяйство в стране ведется на основе долгосрочных и краткосрочных планов. Секторальные 5-летние планы разрабатываются с 1963 года. В настоящее время реализуется 8-й план (2001 - 2005 гг.). Ежегодно публикуются отчеты, в которых анализируется ход выполнения плана. К их составлению привлекают не только работников Министерства, но и специалистов учебных, частных и неправительственных организаций. Долгосрочные планы охватывают 20-летний период. Первый такой план принят в 1973 , а второй в 1990 году.

Непосредственное планирование осуществляет каждый генеральный директорат в соответствии с направлениями своей деятельности. Составляемые планы узконаправленны, проектируемые лесные операции стандартизованы и обязательны к исполнению. Собственно лесоустройство проводится ГДЛХ на площади около 1.5 млн.га ежегодно. Стоимость работ - 3 $/га. Лесоустроительные планы могут составляться и частными компаниями, но цена их заметно выше ( 4-5$/га).

Об основных направлениях деятельности Минлесхоза Турции позволяют судить цифры, характеризующие объемы работ, выполненных в 2000 году:
  • Выращено 126 млн. штук сеянцев
  • Создано 106,9 тыс.га насаждений. При этом лесные культуры (94% хвойных) созданы на 30,6 тыс.га лесосек и 24,5 тыс.га деградированных земель
  • Мелиорация проведена на 5 тыс. га пастбищ
  • Создано 1,1 тыс. км новых дорог, реконструировано 1,5 тыс км дорожного покрытия

Значительный урон лесам Турции наносят лесные пожары. В среднем ежегодно отмечается более 2 тыс возгораний, охватывающих площадь 12 тыс.га. С 1963 по 2000 год пожарами пройдено 477,6 тыс. га лесных земель. Большая часть возгораний происходит вблизи лесных деревень. Не меньший вред лесам страны наносит и выпас скота.

Несмотря на увеличение ежегодного прироста, в 2000 году Министерство лесного хозяйства снизило расчетную лесосеку с 22,8 до 17,9 млн м3. Данное решение вызвано очень высоким уровнем нелегальных рубок в стране (рис.3). Сортиментная структура заготавливаемой древесины (рис.4) свидетельствует о крайне низком качестве поступающего в рубку леса. Из 27,9 млн. м3, заготовленных в 2000 году, более 64% пришлось на дрова. Доля пиловочника 1 и 2 сорта составила менее 5%.
Рис.3. Структура лесозаготовок (2000 г.) Рис.4. Сортиментная структура заготовленной древесины

Основным источником средств для покрытия расходов на ведение лесного хозяйства, мелиорацию и охрану окружающей среды являются средства, полученные от продажи древесины и государственные инвестиции. Каждый генеральный директорат формирует специализированные денежные фонды и распоряжается ими.

ГДЛХ - аккумулирует средства на двух счетах: основном - куда поступает выручка от продажи древесины и дополнительном - где аккумулируются средства от некоммерческой деятельности и государственные дотации. В 2000 году директорат получил из бюджета 17,7 млн $, что составило 4,8% от общего дохода. Основные статьи расхода: рубка и трелевка леса (26,1%), заработная плата (23,9%), охрана леса (8,8%), лесовосстановление (8,0%), содержание офисов (4,9%), строительство и ремонт дорог (4,7%), хранение древесины (3,9%). Крупной затратной статьей являются отчисления в бюджет и другие фонды министерства. Прибыльными являются менее половины лесхозов, находящихся в подчинении ГДЛХ. Ситуация осложняется из-за значительных потерь в связи с реализацией значительной части древесины по сниженным ценам.

ГДЛКЭ - формирует собственный фонд, средства которого используются на цели лесоразведения и борьбы с эрозией. Источником наполнения фонда являются бюджетные дотации (17,2 млн $ в 2000 году), отчисления при продаже древесины, перечисления ГДЛХ, министерства охраны окружающей среды, получателей субсидированных лесных продуктов и доноров. В законодательстве отсутствуют четкие механизмы, принуждающие делать соответствующие выплаты, что приводит к несвоевременному наполнению фонда. Наибольший долевой взнос делают ГДЛХ и министерство охраны окружающей среды.

ГДНП - финансирует свою деятельность из собственного целевого фонда. Значительная часть средств фонда перечисляется из бюджета (10,6 млн. $ в 2000 году, из которых 67,7% истрачено на содержание национальных парков). Выделяемой суммы недостаточно для покрытия всех затрат необходимых для ведения хозяйства в национальных парках и охранных территориях. Доходы от охотничьего хозяйства не высоки и полностью используются на охрану диких животных.

ГДЛД - финансируется из отдельного фонда, созданного при этом директорате. Основные источники его наполнения в соответствии с законом, - отчисления из национального бюджета (0,1%) и перечисления ГДЛХ (3% дохода от продажи древесины и 10% от ежегодной прибыли). Однако, фактически директорат постоянно не до финансируется, как бюджетом, так и ГДЛХ и испытывает острую нехватку средств.

В Турции существует специальный налог на лесные ресурсы, зависящий от вида собственности, уровня и объема лесовосстановления и лесоразведения, качества лесных ресурсов (может быть отрицательным в случае истощенных ресурсов). Налог ежегодно определяется государством и платится за каждый кубометр проданной древесины и каждую единицу проданных не древесных, лесных продуктов. Фактически это надбавка к цене продукции, которая ложится на плечи покупателей. Полученные средства аккумулируются ГДЛХ (дополнительный счет) и используются на лесоразведение и лесоустроительное планирование.

Деревообрабатывающая промышленность

Деревообрабатывающая промышленность, в основном представлена мелкими частными лесопильными предприятиями. Она занимает небольшое место в экономике страны, но считается важным фактором социального развития сельских регионов (борьба с безработицей, выравнивание доходов). Государственные деревообрабатывающие предприятия, начиная с 1993 года, стали быстро приватизироваться, однако, хотя некоторые предприятия и были модернизированы, основные цели приватизации (привлечение инвестиций, обновление технологий, увеличение производительности) так и не были достигнуты. К числу факторов сдерживающих развитие деревообрабатывающего сектора следует отнести: дефицит деловой древесины, снижение темпов строительства; рост использования материалов, заменяющих древесину; не устойчивость финансовых рынков; высокую себестоимость лесозаготовок на отдалённых труднодоступных участках; отток инвестиций в страны Восточной Европы и СНГ, имеющие преимущества в сырье, стоимости и квалификации рабочей силы. Положительные моменты, - быстрая перестройка структуры потребления, рост населения, урбанизация, большой и динамичный внутренний рынок.

Производство пиломатериалов - около 10 млн. кбм в год имеет тенденцию к уменьшению, за счет снижения потребления из-за замены цельнодеревянных изделий древесными плитами и не древесными заменителями. Большинство лесопильных предприятий представляют собой небольшие цеха в сельской местности. Однако их общее число постепенно сокращается за счет укрупнения и интеграции (к примеру, с мебельным производством). Совершенствуются производственные технологии, обновляется и расширяется ассортимент продукции, улучшается ее качество.

Производство ДСП, в основном ориентированное на внутренний рынок, после периода устойчивого роста (до 1996 года), стало снижаться. В 2000 году оно оценивалось в 2 млн.кбм. Экономический кризис 2001 года привел к остановке 9 заводов из 24, что эквивалентно изъятию мощностей для производства 400 тыс. кбм ДСП в год. За счет ввода системы льгот для инвесторов к 2005 году планируется увеличить выпуск на 25%.

Производство ДВП имеет большой потенциал и, несмотря на экономический кризис, стремительно растет. В связи с растущими капиталовложениями и льготами для инвесторов прогнозируется, что к 2005 году выпуск ДВП будут удвоен и достигнет 1.3 млн кбм в год.

Производства фанеры, которое ежегодно держалось на отметке 60 тыс.кбм, снижается. Одновременно растет ее импорт, в том числе и из Украины (в 2002 году Украина импортировала в Турцию в 2,3 раз больше фанеры, чем в 2001).Несмотря на появление заменителей, уровень потребления фанеры остается высоким. Те же тенденции характерны для производства, потребления и торговли шпоном.

Целлюлозно-бумажное производство

Производство бумаги является одним из наиболее быстро растущих секторов турецкой экономики, который представлен 36 бумажными и картонными фабриками, 5 из которых являются государственными, 4 - транснациональными, а остальные частными. Доля государственных предприятий в общем объеме производства (в настоящий момент примерно 25%) снижается, что вызвано потерей конкурентной способности из-за хронического отсутствия инвестиций в техническое перевооружение. Развитие сектора обеспечивает частный бизнес. Производство бумаги и картона увеличилось с 0,9 млн. тонн в 1992 году до 1,6 млн. тонн в 2000 году (рост - 66%). За этот же период потребление возросло в два раза - с 1.2 млн. тонн 2.5 млн. тонн и достигло 38 кг в год на душу населения. По оценкам экспертов сектор имеет большой потенциал для роста. Целлюлозное производство, большая часть которого принадлежит государству, не претерпело значительных изменений. Годовое производство всех видов целлюлозы составляет 470 тыс.т, при потреблении 1,1-1,5 млн. т. Значительных перемен в целлюлозном производстве в ближайшем будущем не ожидается.

Торговля лесопродукцией

До 1993 года в Турции действовали высокие таможенные тарифы (до 20%) на импортируемую древесину. Занимая монопольное положение на внутреннем рынке ГДЛХ поддерживал очень высокие цены на древесину. После подписания таможенного соглашения с ЕС ввозные тарифы были отменены, в связи с чем резко увеличился ввоз в страну круглого леса и продукции лесопиления, что вызвало обвальное падение цен (табл.1) К 2000 году общий объем импорта превысил 1.5 млн м3 (около 10% общего потребления). Экономический кризис начала тысячелетия, сопровождающийся резким ослаблением турецкой лиры, вызвал очередное падение импорта древесины в Турцию (в 2001 году он сократился почти на 50%). В 2002 году ситуация начала быстро стабилизироваться. Основными поставщиками лесопродукции на турецкий рынок являются РФ и другие страны СНГ, в том числе и Украина. Импорт, в основном, состоит из круглой древесины и пиломатериалов, в то время как экспорт - из продукции глубокой переработки. Доля круглой древесины и пиломатериалов в объёме импорта составляет 53 и 14%, соответственно. В породном отношении импортируется сосна, бук, пихта и ель плюс тропические виды (рис. 8) Экспорт круглой древесины незначителен. Экспорт пиломатериалов колеблется между 40 000 и 160 000 кбм в зависимости от колебаний валютных курсов и спроса на внутреннем рынке.

Рис.7 Динамика экспорта-импорта лесопродукции Рис.8. Породная структура импортируемой древесины в 2000 году
Импорт украинской древесины в Турцию, в основном пиловочника в конце 90-х годов стремительно растет: в 1998 он равен 10.8, а в 2000 уже 24,3 млн.$. Кризис 2001 года поставил в сложное положение многие предприятия, ориентированные на турецкий рынок: объем украинского экспорта в Турцию упал до 8,4 млн.$, то есть почти в три раза. В 2002 году он начал стабилизироваться.

Таблица 1. Динамика цен на круглые лесоматериалы ($/м3)
Сортимент 1992 1996 2000
Пиловочник 3 сорта      
Сосна 158 111 66
Бук 154 125 83
Пихта и ель 149 96 61
Пиловочник 2 сорта      
Сосна 259 204 108
Бук 199 184 143
Дуб 367 211 155
Фансырье      
Бук 243 201 165
Дуб 420 381 301
Балансы (без коры) 36 34 32
Телеграфные столбы     104,4
Рудстойка     45
Дрова     19,2

Останні коментарі

Оформлення лісгоспів (Каталог 2016 року)

Сайти лісової галузі

Пошук

Вхід

bigmir)net TOP 100 службы мониторинга серверов Яндекс.Метрика Разработка сайта